Детский сад д. Никола

Формирование основ краеведения «Моя малая Родина – деревня Никола»

 Формирование основ краеведения

«Моя малая Родина – деревня Никола»

Формы организации детей в структуре образовательной деятельности

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Утренняя гимнастика

Подвижные игры

Тематические беседы

Чтение

Слушание музыкальных произведений

Рассматривание репродукций местных художников

Наблюдения:

*целевые,

*долгосрочные,

*краткосрочные.

Игры:

*ролевые,

*театрализованные,

*дидактические,

*сюжетно-ролевые,

*настольно – печатные.

Чтение

Познавательно-исследовательская деятельность

Проектная деятельность: краткосрочные, долгосрочные.

Продуктивные:

коллаж,

фотовыставки, выставки творческих работ

вернисаж.

Наблюдения

Игры

Праздники

Развлечения

Досуги

Забавы

Коллекционирование

Организация тематических выставок

Интегрированная деятельность

Чтение

Физкультурные занятия

Моделирование

Просмотр видео

Организация игровой деятельности:

Сюжетно-ролевая игра

Игры-драматизации

Настольно-печатные

Рассматривание альбомов, коллекций

Подвижные игры

Консультации,

Семинары,

Беседы,

Семинар -практикум,

Круглый стол,

Родительский клуб

Организация выставки,  мини-музея

Совместное посещение музея, театра

Проектная деятельность

Коллекционирование

Освещение деятельности ДОУ через Сайт ДОУ

Совместные праздники и развлечения

Форму организации детей для решения образовательных задач данного раздела педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Ва­сильевой и системы образовательной деятельности в течение дня.

 

Перспективный план работы по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Цель работы

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

Октябрь

Закрепить знание детьми названия родного села. Познакомить с историей возникновения деревни Никола. Дать знания об особенностях расположения деревни.

Рассказ-беседа «Как возникла наша деревня»

1. Рассматривание карты района.

2. Рассматривание фотографий д.Никола.

Познакомить детей с историей возникновения школьного парка. Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученных в процессе повседневных наблюдений. Закрепить знание названий деревьев, растущих в Вологодской области; упражнять детей в различении деревьев и растений в осеннем наряде. Обогащать эстетический опыт детей. Вызвать радостное переживание от восприятия осеннего парка.

Экскурсия в школьный парк.

1. Рисование «Осень в парке».

2. Рассматривание иллюстраций с осенними деревьями.

3. Сбор листьев для оформления группового помещения, составления гербария, ручного труда.

4. Оформление гербария «Листья деревьев, произрастающих в нашей местности».

5. Аппликация из листьев.

Познакомить детей со  старинными домами нашей деревни. Учить видеть красоту во внешнем облике сельского ландшафта.

Беседа «Дома нашей деревни»

1. Рассматривание фотографий деревни.

2. Рисование «Дома на нашей улице».

3. Конструирование «Одноэтажные и многоэтажные дома».

Развивать интерес к событиям прошлого и настоящего. Познакомить детей с предметами быта.

Экскурсия в краеведческий музей (в здании ФОКА)

1. Экскурсия в Уголок русской избы в краеведческом музее ДК (в здании ФОКА).

2. Непосредственно образовательная деятельность по знакомству детей с бытом русского человека.

Познакомить детей с тем, что в деревне есть несколько прудов. Развивать умение наблюдать и делать выводы. Воспитывать чувство любви к природе родной деревни.

Экскурсия к пруду

1. Рассматривание иллюстраций рыб и различных обитателей, живущих в нашем пруду.

2. Рассказы воспитателя об обитателях водоёмов.

3. Рисование «Аквариум».

Закрепить знания детей о профессиях родителей.

Беседа «Профессии наших родителей»

1. Приглашение родителей для проведения бесед с детьми о своей профессии.

2. Дидактическая игра «Что нужно маме (папе) для работы»

Ноябрь

Познакомить детей с растительным и животным миром  деревни. Воспитывать интерес к природе родной деревни, желание ухаживать за растениями и животными, поддерживать птиц в зимнее время года, подкармливая их.

Видео - экскурсия в краеведческий музей г. Устюжна: «Животные и птицы  Вологодской области»

1. Чтение художественной литературы о животных и птицах.

2. Рассматривание гербария растений, листьев деревьев, произрастающих в нашей области.

3. Рисование «Природа нашей деревни».

4. Лепка «Моё любимое животное».

5. Конструирование из природного материала «Птичка».

Дополнить представления детей о деревне новыми сведениями: как называются улицы в нашей деревне, почему им даны те или иные названия. Повторить названия улиц, на которых живут дети.

Беседа «Улицы нашей деревни»

1. Дидактическая игра «Назови улицу, на которой живёшь».

2. Аппликация «Дом, в котором я живу».

3 Составление схемы «Как я иду в детский сад».

Продолжать знакомить детей с перелётными, зимующими и кочующими птицами нашей деревни. Воспитывать желание поддерживать птиц в трудное для них время – подкармливать в холодное время года.

Беседа «Птицы нашей деревни»

1. Рассматривание открыток с птицами.

2. Изготовление коллажа «Птицы нашей деревни».

Способствовать развитию творческого воображения детей в изобразительной деятельности. Подвести детей к пониманию того, что состояние деревни зависит от отношения к ней жителей.

Рисование « Моя деревня - мечта»

1. Рассматривание фотографий других деревень, сел и городов.

2. Уборка участка детского сада.

Январь

Закрепить знания о лиственных деревьях парка. Учить замечать изменения в парке, которые произошли после снегопада. Воспитывать любовь к природе, способность чувствовать её красоту.

Экскурсия в парк после снегопада

1. Дидактическая игра «Угадай дерево по стволу».

2. Рисование «В нашем саду зимой».

Познакомить детей с культурным отдыхом  сельчан.

Беседа «Места отдыха нашей деревни»

1.Экскурсия в ДК.

2. Составление творческих рассказов «Как я провёл зимние каникулы».

3. Рисование «Новогодний праздник у меня дома».

Февраль

Расширять представления детей об обитателях леса. Дать общие знания о буром медведе, кабане, лосе, зайце, лисе, волке. Воспитывать любовь к животным.

Беседа «Животные леса»

1. Чтение рассказов о животных  Вологодской области.

2. Рассматривание открыток и иллюстраций с животными Вологодской области.

3. Рисование «Животные нашего леса».

4. Лепка «Кого можно встретить в лесу?»

 Познакомить детей с профессией фермер. Воспитывать уважение к людям труда.

Экскурсия на картофельное хранилище.

1. Приглашение фермера для беседы с детьми.

2.Рассматривание картофелин различных сортов.

3. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Фермер».

4. Сюжетно-ролевая игра «Фермер».

Дать детям представление об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну. Воспитывать гордость за историческое прошлое наших соотечественников.

Экскурсия к обелиску воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенном на  территории деревни (у администрации Никольского поселения).

1. Рассказ-беседа о службе солдат в мирное время.

2. Рисование «Наша армия родная».

3.Спортивный праздник «День защитников Отечества».

Март

Закрепить представление детей о том, что первыми из тёплых стран весной прилетают грачи. Дать знания о том, что грачи живут стаями. Ремонтируют старые гнёзда или строят новые. Уточнить представление о внешнем виде грача.

Экскурсия в парк.

1. Чтение рассказов о птицах.

2. Беседы о птицах.

3. Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели».

4. Рисование «Грач».

Познакомить детей с традицией празднования Масленицы. Развивать любознательность. Учить проявлять начала социальной активности: участвовать в мероприятиях, организуемых в деревне.

Рассказ-беседа «Традиции нашей деревни»

1. Проведение праздника «Масленица».

2. Изготовление куклы Масленицы.

3. Заучивание колядок.

Продолжать знакомить детей с профессиями родителей. Учить вежливо делать покупки в магазине.

Экскурсия в магазин

1. Приглашение родителей, работающих в магазине, для бесед с детьми.

2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Обратить внимание детей на красоту того места, где они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства.  Дать понятие о том, для чего люди украшают свою деревню и о том, что состояние родной деревни зависит от отношения к нему жителей. Подвести к желанию участвовать в социально значимых делах вместе со взрослыми – участвовать в субботнике по уборке деревни.

Беседа «Как сделать нашу деревню краше»

1. Целевые прогулки по улицам  деревни.

2. Составление творческих рассказов, «Каким я вижу свою деревню».

3. Участие в субботнике по уборке участка детского сада.

Апрель

Познакомить с растительностью Вологодской области, появляющейся ранней весной (одуванчики, мать-и-мачеха). Развивать умение видеть изменения, происходящие в природе весной. Учить детей устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе и повышением температуры в воздухе. Упражнять в нахождении знакомых деревьев, цветов. Вызвать у детей радостное настроение от пробуждающейся природы.

Экскурсия в школьный парк: «Первоцветы»

1. Рассматривание открыток и иллюстраций с первыми весенними цветами.

2. Рисование «Весенний букет».

Закрепить знания детей об улицах деревни. Учить видеть красоту каждой улицы в его домах, природном окружении (деревья, кустарники, цветы). Воспитывать любовь к родной деревне.

Беседа «Самая красивая улица  деревни Никола»

1. Целевые прогулки по улицам  деревни.

2. Составление творческих рассказов «Улица, на которой я живу».

Познакомить детей с тем, что исчезающих животных, птиц, растений заносят в Красную книгу природы. Рассказать, что в Вологодской области тоже есть подобная Красная книга. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассказ-беседа «Красная книга  Вологодской области»

1. Рассматривание открыток и иллюстраций с животными, птицами и растениями Вологодской области, занесёнными в Красную книгу.

2. Изготовление Красной книги.

Май

Познакомить детей с участниками ВОВ .Донести до их сознания, что люди не жалели своей жизни, чтобы дети сейчас спокойно жили. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Прививать любовь к родной деревне.

 Рассказ об участниках ВОВ

1. Рассматривание альбома « Никольчане – участники великой Отечественной войны».

2. Рассматривание фотографий с участникам военных действий.

3. Рисование «Памятник погибшим Героям».

Дать представление о том, почему люди ставят те или иные памятники. Развивать любознательность по отношению к родному краю.

Беседа «Обелиски деревни Никола»

1. Дидактическая игра «Узнай и назови достопримечательности нашей деревни».

 2. Экскурсия к памятнику участников ВОВ.

Закрепить представление о том, что в лесу растут самые разнообразные растения. Упражнять в различении деревьев, цветущих трав. Уточнить представление о том, что в лесу много зверей, птиц, насекомых. Упражнять в различении голосов птиц: зяблика, кукушки, синицы. Воспитывать бережное отношение к обитателям леса.

Экскурсия в лес

1. Чтение рассказов о природе.

2. Рассматривание иллюстраций о лесе.

3. Составление гербариев «Растения леса», «Деревья леса».

4. Составление рассказа из личного опыта «Как мы ходили в лес»

5. Рисование «Что мне понравилось в лесу».

 

 

 

27 ноября 2014 в 20:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.